Организация и технологии документационного обеспечения управления (2)

1d622a11

Номенклатуры дел


В процессе деятельности фирмы, учреждения, предприятия получа­ют и создают большое количество документов. После их использова­ния в оперативной деятельности для решения текущих вопросов доку­менты становятся хранителями ретроспективной информации, надобность в которой может возникнуть вновь через определенное время, т.е. они выступают в роли памяти учреждения.

Быстрый поиск и использование таких документов возможны лишь при четкой их классификации. Простейшей классификацией документов является группировка их в дела. Государственный стандарт дает опре­деление дела, как "Совокупность документов или документ, относящих­ся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдель­ную обложку".* Специальным классификационным справочником, определяющим порядок распределения документов в дела служит но­менклатура дел.

* ГОСТ Р51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, с. 4

Номенклатура дел - "Систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, офор­мленный в установленном порядке".* Иначе говоря, номенклатура дел - это простейший классификатор, позволяющий быстро разложить до­кументы по папкам (делам) для оперативного их поиска в случае надоб­ности.

Номенклатура дел -документ многоцелевого назначения.

* Там же, с. 4.

Во-первых, как следует из определения номенклатуры, ее главным назначением является систематизация документов, т.е. она служит пла­ном распределения документов после их исполнения в дела, и таким образом определяет систему хранения документов в учреждении.

Во-вторых, каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указа­ние срока хранения документов, помещенных в него. Распределяя до­кументы в дела в соответствии с номенклатурой, одновременно намечают, пока еще ориентировочно, срок хранения документа. Таким обра­зом, с помощью номенклатуры дел проводится первый этап экспертизы ценности документов.


Номенклатура, закрепляя индексацию дел, используется при регист­рации документов - индекс дела по номенклатуре часто входит состав­ной частью в регистрационный индекс документов.

Классификационная схема номенклатуры может быть использована как схема построения справочной картотеки на исполненные документы.

Номенклатура дел используется вместо описи как учетный документ при сдаче в архив учреждения дел со сроками хранения до 10 лет вклю­чительно.

Номенклатура дел служит основой при составлении описей на дела постоянного хранения и со сроками хранения свыше 10 лет.



Номенклатура дел имеет справочное значение при изучении структу­ры учреждения.

Общие требования к составлению и оформлению номенклатур дел изложены в нормативно-методических документах: "Государственной системе документационного обеспечения управления", "Основных пра­вилах работы ведомственных архивов", "Типовой инструкции по делоп­роизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации". Архивными учреждениями разработаны методические пособия по со­ставлению номенклатур дел.*

* Рекомендации по разработке и применению примерных номенклатур дел. Методическое пособие. М.: Главархив, 1990.

Номенклатура дел должна быть в каждом учреждении, организации, предприятии, фирме и охватывать все документы, создаваемые в про­цессе их деятельности. Номенклатуры дел бывают трех видов: конкрет­ные или индивидуальные (номенклатура дел епределенной организа­ции, фирмы, учреждения, предприятия); примерные и типовые.*

* Основные правила работы ведомственных архивов, п. 2.1.3.

Индивидуальная номенклатура дел может быть для организации в целом (сводная) или отдельно для каждого структурного подразделе­ния. В небольших учреждениях, не имеющих структурного деления, и в структурных подразделениях крупных учреждений конкретная номенк­латура дел представляет собой систематизированный список названий дел, заводимых в них в течение календарного года.


В крупном учреж­ дении номенклатуры дел структурных подразделений объединяются в сводную номенклатуру дел всего учреждения. Сводная номенклатура, как классификационный справочник, имеет структурную схему построе­ния, в которой названиями частей (классами) будут наименования струк­турных подразделений.

Широкое распространение получили типовые и примерные номенк­латуры дел, которые составляются для однородных по характеру дея­тельности организаций. Они позволяют установить единую систему фор­мирования дел, унифицировать заголовки дел однородных документов, установить для них единые сроки хранения. Основные правила работы ведомственных архивов указывают, что "Типовая номенклатура дел ус­танавливает типовой состав дел, заводимых в делопроизводстве опре­деленной категории организаций, единую индексацию этих дел в отрас­ли (системе) и являются нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распростра­няется, с указанием их индексов и носит рекомендательный характер".*

* Основные правила работы ведомственных архивов, пп. 2.1.5.1. и 2.1.5.2.

Разрабатываются типовые и примерные номенклатуры дел вышесто­ящими организациями для своих подведомственных организаций. В по­рядке оказания методической помощи эти виды номенклатур могут со­ставляться архивными учреждениями на хоздоговорных началах.

Каждая организация обязана иметь свою конкретную (индивидуаль­ную) номенклатуру дел. Разработка конкретных номенклатур дел в уч­реждениях начинается в IV квартале так, чтобы она была завершена не позднее декабря и с января следующего года ее можно было бы ввести в действие.

Руководители структурных подразделений обязаны не только органи­зовать составление номенклатуры, но и принять активное участие в ее разработке. Если учреждение само разрабатывает номенклатуру, то в этой работе участвуют ведущие специалисты, лицо ответственное за делопро­изводство и обязательно привлекается сотрудник архива учреждения.


Канцелярия или архив учреждения оказывают методическую помощь, разъясняя требования к номенклатуре, методику ее составления и офор­мления. Только руководитель и ведущие специалисты могут полно пере­числить круг вопросов, которыми будет заниматься структурное подраз­деление в течение предстоящего года, и категории документов, отражающих эту деятельность. На их базе работники делопроизводственной службы и архива формулируют заголовки дел и намечают сроки их хранения. К уточнению сроков хранения отдельных категорий документов привлекаются специалисты. Совместная работа специалистов с делопро­изводственными и архивными работниками обеспечит составление номен­клатуры, охватывающей всю документацию структурного подразделения и отвечающую всем предъявленным к ней требованиям.

Приступая к составлению номенклатуры дел, необходимо знать тре­бования к ним, предъявляемые нормативно-методическими документами - "Государственной системой документационного обеспечения управле­ния", "Основными правилами работы ведомственных архивов" и изучить методические материалы по их разработке. Используются также положе­ние об учреждении и его структурном подразделении, штатное расписа­ние, перспективные и текущие планы, описи дел постоянного и временно­го хранения. Но главным источником при составлении номенклатуры являются сами документы, вся совокупность, как полученных извне, так и созданных в процессе деятельности подразделения.

При наличии типовой номенклатуры дел "Основные правила работы ведомственных архивов" предписывают: "Заголовок каждого дела из типовой номенклатуры дел переносится полностью и может только кон­кретизироваться с учетом специфики формирования дел в данной орга­низации".*

* Основные правило роботы ведомственных архивов, п. 2.1.6.

Из примерной номенклатуры дел при составлении индивидуальной выбираются названия тех дел, которые фактически образуются. При этом некоторые дела, предусмотренные в примерной номенклатуре, могут быть разъединены или объединены в конкретной, что обуславливается или объемом документации, или спецификой работы.


Заголовки дел пример­ ной номенклатуры также уточняются, конкретизируются указанием авто­ра, корреспондента, вопроса. При объединении нескольких дел в одно, обязательным условием является совпадение сроков хранения объеди­няемых в одно дело документов.

"Сроки хранения дел, предусматриваемые типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в конкретную номенклатуру дел без изменений".* Так как главным требованием к номенклатуре дел являет­ся охват всей совокупности документов, в нее должны быть включены документы и временно действующих комиссий, творческих групп, дру­гих временных образований, созданных для решения или обсуждения каких-либо задач. Обязательно включение в номенклатуру дел обще­ственных организаций, если они есть. Выявив круг документов, подле­жащих включению в номенклатуру, приступают к составлению заголов­ков дел. Требование к заголовку дела - краткость, четкость, предельная точность, т.к. именно по заголовку дела идет поиск необходимого доку­мента. Начинается заголовок с указания рода заводимого дела (пере­писка, документы, дело) или вида документа (приказы, протоколы, пла­ны, отчеты, акты и т.п.). Затем содержание заголовка уточняется данными об авторстве, вопросе, корреспонденте, периоде, за который откладыва­ются документы и т.п. Понятие "дело" "Основные правила работы ведом­ственных архивов" предлагают употреблять "в заголовках судебных, следственных, личных (персональных), арбитражных и других дел, со­держащих документы, связанные последовательностью делопроизвод­ства по одному конкретному вопросу".

* Там же.

Например. "Личное дело Петрова Петра Петровича"

или

"Дело о поджоге зернохранилища в поселке Ивановское Петровско­го района".

Если в деле объединяются различные виды документов по одному вопросу, но не связанные последовательностью делопроизводства, или документы, являющиеся приложением к какому-либо другому докумен­ту, в соответствии с "Основными правилами работы ведомственных ар­хивов", употребляется термин "документы".* В конце заголовка в скоб­ках перечисляются основные виды документов. Например:



"Документы о строительстве нового учебного комплекса инсти­тута (утвержденные сметы расходов, планы работ, финансовый отчет, докладные записки, акты приема работ, переписка)";

"Документы к протоколам заседания Ученого Совета за 1996/97 уч. год (справки, докладные записки, проекты решений)".

* "Основные правила работы ведомственных архивов". — М.: Главархив СССР, 1986, п.2.1.20. В "Основных правилах работы государственных архивов СССР". — М.: Главархив СССР, 1984 п. 4.1.14 вместо термина "документы" употребляется понятие "материалы". Примеры: Материалы по внедрению законченных научно- исследователь­ских работ в производстве синтетического волокна (протоколы, докладные записки, заключения и др.); Материалы к приказам, протоколам, отчетам за такой-то год.

В заголовках дел, предназначенных для группировки документов одного вида, вид документов указывается во множественном числе.

Например:

"Протоколы заседаний Приёмной комиссии за 1998 г. "

"Заявки на оборудование"

В заголовке переписки уточняется с кем она ведется и по каким воп­росам. Если переписка ведется с одним корреспондентом, дается его конкретное название. Например:

"Переписка с фирмой "Софтоп" о поставке принтеров и расход­ных материалов".

Если в деле переписка с несколькими однородными корреспонден­тами, их название в заголовке дела дается обобщенно, как видовое на­звание корреспондента. Например:

"Переписка с молочно-консервными комбинатами о поставке и ис­пользовании тары".

В том случае, когда переписка ведется с разнородными корреспон­дентами, в заголовке дела они не выносятся, а указывается лишь воп­рос. Например:

"Переписка об организации факультета повышения квалификации при университете".

В практике работы организаций часто бывает удобным сгруппировать в одном деле документы нескольких авторов или корреспондентов, на­ходящихся на определенной территории (край, область, район), т.к.


пе­реписка с каждым из них сравнительно небольшая и нецелесообразно группировать переписку с каждым в отдельное дело. Т.е. группировка дела ведется по географическому признаку. Например:

"Переписка со школами Заречного района об участии в дне откры­тых дверей"

или

Годовые отчеты леспромхозов Кировской области".

Заголовок дела, состоящего из планов или отчетов, должен содер­жать указание на периодичность и характер документов. Например:

"Годовой отчет по основной деятельности кафедр факультета за I семестр",

"Месячные отчеты об отгрузке товаров" и т. д.

В заголовке дела, содержащего статистические формы, должны быть указаны названия форм, их номер или условное обозначение (шифр)

Например: "Годовой отчет о работе цехов по форме Б-36",

"Ведомость №... по счетам..."

"Ведомости затрат на производство по ф. № 12".

В заголовках с распорядительной документацией, а также с протоко­лами, после указания вида документа, дается автор и год.

Например: "Приказы директора банка за 1997 г. ", "Протоколы Прав­ления за 1997г.".

В номенклатуре не должно быть общих заголовков, не раскрываю­щих содержание и виды документов. Например таких:

"Переписка по общим вопросам", "Руководящие материалы", "Раз­ная переписка", "Дела с отчетностью" и т.д.

Подобные заголовки недопустимы.

При составлении заголовка каждого конкретного дела необходимо учитывать сроки хранения документов. Документы с постоянным сроком хранения, временным свыше 10 лет и временным до 10 лет не могут группироваться в одно дело. Сроки хранения документов устанавлива­ются по перечням документальных материалов с указанием сроков хра­нения (типовым и ведомственным) и уточняются экспертной комиссией (ЭК) организации.

После составления заголовков дел и установления сроков хранения каждого дела проводится систематизация заголовков, т.к. в номенклату­ре они должны быть расположены в определенной последовательнос­ти, одинаковой для всех структурных подразделений, с учетом степени важности документов и их взаимосвязи.


Стабильный порядок располо­ жения дел облетает быстрый поиск конкретного дела.

Нормативные документы и методические материалы по составлению номенклатур дел рекомендуют первыми помещать дела, включающие организационно-распорядительные документы директивных и вышесто­ящих органов, затем дела с организационной документацией, относя­щейся к деятельности учреждения в целом (уставы, положения) или струк­турного подразделения (если составляется номенклатура дел структурного подразделения). Далее располагаются названия дел с орга­низационно-распорядительными документами самого учреждения (при­казы, распоряжения, решения коллегиальных органов). За этой группой дел последовательно идут дела с плановыми и отчетными документами (годовые, за ними квартальные и месячные) и переписка.

02-01   Приказы и инструктивные письма Комитета РФ по ме­таллургии по вопросам бухгалтерского учета и отчет­ности

02-02   Положение о бухгалтерии и должностные инструкции со­трудников. Копии.

02-03   Приказы директора предприятия по производственным вопросам. Копии.

02-04   Приказы директора предприятия по личному составу. Ко­пии.

02-05   Штатное расписание

02-06   Бухгалтерские отчеты предприятия. Годовые.

02-07   Бухгалтерские отчеты предприятия. Квартальные.

02-08   Бухгалтерские отчеты предприятия. Месячные.

При наличии однородных корреспондентов, "заголовки дел, заведен­ные по географическому и по корреспондентскому признаку, вносятся в номенклатуру по алфавиту корреспондентов или географических назва­ний.*

* Основные правило работы ведомственных архивов, п. 2.1.34,с. 21.

Например: Переписка с фирмой "Аврора"

Переписка с фирмой "Светлый путь" Переписка с фирмой "Факел" и т.д.

или      Переписка с вузами Амурской область;

Переписка с вузами Белгородской области;

Переписка с вузами Курской области;

Переписка с вузами Ярославской области и т.д.

Номенклатура дел структурного подразделения после ее рассмотре­ния, редактирования и корректировки согласовывается с архивом уч­реждения, одобряется экспертной комиссией и визируется у руководи­теля структурного подразделения.


При согласовании номенклатуры с ведомственным архивом, его работники проверяют полноту охвата но­менклатурой документов подразделения, правильность формулировки заголовков дел и установления сроков хранения. Общественные орга­низации учреждения и органы функционирующие на общественных на­чалах, также составляют отдельные номенклатуры дел.

На основе номенклатур дел структурных подразделений (в т.ч. и об­щественных организаций и органов, действующих на общественных на­чалах), делопроизводственная служба организации составляет единую (сводную) номенклатуру дел. Ее разделами являются названия струк­турных подразделений, которые располагаются в соответствии с утвер­жденной структурой и штатным расписанием организации. Первым раз­делом номенклатуры, независимо от места в штатном расписании, ставится делопроизводственная служба (канцелярия). Последними раз­делами помещаются общественные организации и органы действующие на общественных началах.

Расположение всех разделов и дел в номенклатуре закрепляется ин­дексацией дел, т.е. условным обозначением каждого дела. Если организа­ция маленькая, ее номенклатура строится по производственно- отраслевой или функциональной схеме и не делится на структурные части, индексом дела будет порядковый его номер в номенклатуре (01,02,03,04,...).

В сводной номенклатуре в индекс каждого дела входит обозначение структурного подразделения и порядковый номер заголовка дела в пре­делах структурного подразделения. Индексация структурных подразде­лений как правило постоянна и следовательно повторяется из года в год. Желательно, для оперативного поиска документов устанавливать одинаковые индексы для однородных дел в пределах разных структур­ных подразделений, сохранять из года в год нумерацию дел структурно­го подразделения. Под одним и тем же индексом из года в год вносятся в номенклатуру переходящие дела (т.е. по вопросам, рассматриваемым в течение нескольких лет). Например:

"Переписка с машиностроительным заводом о поставке оборудо­вания для строительства 2-й очереди метро".



Индекс должен обозначаться арабскими цифрами. Например, если дело включено в номенклатуру седьмым, а индекс структурного под­разделения 02, то индекс данного дела будет 02-07.

Номенклатура дел составляется по унифицированной форме, в кото­рой каждая графа имеет свое назначение и требует правильного запол­нения".*

* Форма номенклатуры дел приведена в Государственной системе документационного обеспечения управления, Основных правилах работы ведомственных ар­хивов, в Методических указаниях по составлению номенклатур дел.

Название раздела

Кол-во

Срок хране­

При-

Индекс дела

Заголовок дела

дел (томов,

ния дела (тома,части)

ме-ча-

частей)

и № статьи по Перечню

ния

01-03

Устав фирмы

Пост. ст. 37

01-04

Положения о структур­ных подразделениях

Пост. ст. 38

01-05

Штатное расписание

Пост. ст. 52

В первой графе проставляется индекс дела, включенного в номенк­латуру. Он состоит из двух частей - обозначения структурного подраз­деления и порядкового номера дела в пределах структурного подразде­ления. В конце каждого раздела номенклатуры оставляют резервные порядковые номера для заведения в структурном подразделении до­полнительных непредусмотренных заранее дел, если такие появятся в течение года.

Во вторую графу вносятся названия заголовков дел. В течение года под одним названием, в зависимости от количества документов, может быть сформировано дело в нескольких томах. Для их учета в конце года заполняется графа третья. В четвертой графе указывается срок хранения дела со ссылкой на номер статьи перечня документальных материалов (типового или ведомственного), в соответствии с которым срок установ­лен. Если дело формируется из документов, сроки хранения которых не предусмотрены перечнями, сроки их хранения согласовываются с архи­вом и ЭК (ЦЭК) учреждения и утверждаются ЭПК архивного органа.



Пятая графа "Примечания" заполняется в течение года в том случае, если надо сделать отметки: об уничтожении дел, передаче дел в архив; о незавершенных делах; делах, переходящих на следующий год и т.п.

Проект номенклатуры дел учреждения рассматривается и одобряет­ся ЦЭК (ЭК) учреждения, визируется заведующим ведомственным ар­хивом, после чего направляется на согласование в государственный архив, если документы поступают на государственное хранение. После согласования номенклатура дел утверждается руководителем учреж­дения.

Если учреждение не сдает документы на государственное хранение, его номенклатура дел может согласовываться с ЭК вышестоящей орга­низации.

Печатается номенклатура дел не менее чем в 4-х экземплярах: пер­вый хранится в делопроизводственной службе учреждения, второй в государственном архиве, с которым она согласовывалась, третий в ве­домственном архиве, четвертый является рабочим и в виде выписок (раз­делов номенклатур) направляется в структурные подразделения для заведения по ним дел.

Экземпляр, согласованный с государственным архивом и утверж­денный руководителем учреждения, имеет постоянный срок хранения и включается в сводную номенклатуру в раздел делопроизводствен­ной службы.

Номенклатура вводится в действие с 1 января следующего кален­дарного года. Если функции и задачи учреждения не меняются, согла­сованная ранее номенклатура перепечатывается на следующий год с соответствующими поправками и утверждается руководителем учреж­дения. В таком случае Государственный архив уведомляется, что но­менклатура дел на следующий год остается без изменений.

Однако, не реже одного раза в 5 лет номенклатура подлежит пересо­ставлению и согласованию заново. В течение года утвержденная но­менклатура дел может дополняться новыми, не предусмотренными де­лами, могут уточняться сроки хранения отдельных дел.

В конце года в номенклатуре заполняется итоговая запись о катего­риях и количестве заведенных дел.


При ее составлении следует учитывать в числе прочих сведения графы 3 - количество дел (томов, час­тей). В итоговой записи отдельно, с учетом переходящих дел, подсчи­тывается количество дел постоянного хранения, временного хранения свыше 10 лет, временного хранения до 10 лет включительно.

Итоговая запись о категориях и количестве заведенных дел



Рабочий экземпляр номенклатуры обычно прикрепляется к внутрен­ней дверце шкафа, где хранятся дела и по ней быстро можно устано­вить номер нужного дела и найти необходимый документ.

Только хорошо составленная номенклатура дел может обеспечить правильное хранение и быстрый поиск документа.

Номенклатура - достаточно сложный документ, ее составление тре­бует специальных знаний и коммерческим фирмам, небольшим учреж­дениям, не имеющим специально подготовленных работников в области документального обеспечения управления, лучше заказать номенкла­туру на хозрасчетной основе в архивных учреждениях.



Содержание раздела