Что такое базовые алгоритмические структуры?
Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных базовых (т.е. основных) элементов. Естественно, что при таком подходе к алгоритмам изучение основных принципов их конструирования должно начинаться с изучения этих базовых элементов. Для их описания будем использовать язык схем алгоритмов и школьный алгоритмический язык.
Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление, цикл. |
Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода.
1. Базовая структура следование. Образуется из последовательности действий, следующих одно за другим:
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем | ||
действие 1 действие 2 . . . . . . . . . действие n |
2. Базовая структура ветвление. Обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.
Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:
- если-то;
- если-то-иначе;
- выбор;
- выбор-иначе.
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем | ||
1. если-то | |||
если условие то действия все | |||
2. если-то-иначе | |||
если условие то действия 1 иначе действия 2 все | |||
3. выбор | |||
выбор при условие 1: действия 1 при условие 2: действия 2 . . . . . . . . . . . . при условие N: действия N все | |||
4. выбор-иначе | |||
выбор при условие 1: действия 1 при условие 2: действия 2 . . . . . . . . . . . . при условие N: действия N иначе действия N+1 все |
Примеры команды если
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем | ||
если x > 0 то y := sin(x) все | |||
если a > b то a := 2*a; b := 1 иначе b := 2*b все | |||
выбор при n = 1: y := sin(x) при n = 2: y := cos(x) при n = 3: y := 0 все | |||
выбор при a > 5: i := i+1 при a = 0: j := j+1 иначе i := 10; j:=0 все |
3. Базовая структура цикл. Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла. Основные разновидности циклов представлены в таблице:
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
Цикл типа пока. Предписывает выполнять тело цикла до тех пор, пока выполняется условие, записанное после слова пока. |
|
нц пока условие тело цикла (последовательность действий) кц | |
Цикл типа для. Предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне. |
|
нц для i от i1 до i2 тело цикла (последовательность действий) кц |
Школьный алгоритмический язык |
Язык блок-схем |
нц пока i <= 5 S := S+A[i] i := i+1 кц | |
нц для i от 1 до 5 X[i] := i*i*i Y[i] := X[i]/2 кц |